Перспективы развития инженерного мышления и образования
10 марта состоялся круглый стол «Перспективы развития инженерного мышления и образования», организованный Научным центром Российской академии образования на базе РГППУ, РГППУ и Уральским отделением Российской академии наук при поддержке Института металлургии и Института электрофизики УрО РАН, Детского сада № 568, а также Екатеринбургской школы-интерната № 13, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Открывая работу круглого стола, Виктор Николаевич Руденко, академик РАН, председатель Уральского отделения РАН подчеркнул: «Достижение научно-технологического суверенитета страны невозможно без инженерной деятельности. Необходимо возрождать престижность профессии инженера, сделать ее ключевой и почетной, как было ранее. Руководство нашей страны ориентирует на подготовку мощных инженерных кадров. А для этого, в свою очередь, необходимо изучение инженерного мышления, его особенностей, а также особенностей педагогического процесса, в ходе которого идет подготовка будущих инженеров».
Участники обменялись опытом реализации образовательных проектов в области развития креативного потенциала будущих инженеров. Представлены проекты и модели развития креативного инженерного мышления: для дошкольников – раннее инженерное образование на основе 3D моделирования в условиях компьютерно-игрового комплекса «LigroGame», проект «Моделируем и создаем свой мир» (Молоднякова А.В., директор ООО «АВСПАНТЕРА», доцент НТГСПИ (ф) РГППУ), а также комплекс педагогических условий развития креативности в центре которого организация творческой деятельности детей в предметной среде (Митрошина О.В., детский сад № 568); для школьников – возможности тренинговых технологий (Воробьева М.А., РГППУ).
Особое значение развитие элементов инженерного мышления, навыков проектирования и конструирования, новое содержание предмета «Технология» имеет для профессионального самоопределения детей с ОВЗ (Щербакова Т.В., Екатеринбургская школа-интернат № 13). Ученые и преподаватели РГППУ рассказали о реализации проекта «Научный акселератор», представили опыт развития коммуникативной компетентности студентов, модель транспрофессиональной подготовки и формы ее реализации в образовательных программах подготовки будущих инженеров.
Одной из ключевых тем работы круглого стола стало определение перспектив интеграции академической и вузовской науки в подготовке инженерных кадров. Шунайлов Е.А., заместитель директора Института электрофизики УрО РАН, рассказал о планирующемся открытии Уральского дома ученых в Екатеринбурге и открывающихся возможностях совместной работы, в первую очередь, в направлении развития инженерного мышления и образования на основе реализации кластерного и экосистемного подходов.
В выступлении Королева О.А. (директор Технопарка «Академический», ИМЕТ УрО РАН) раскрылись возможности научного технопарка «Академический», в частности, инновационной образовательной площадки «Академия промышленной роботизации «Эпсилон»».
Слепнева Т.Н. (Свердловская селекционная станция садоводства ФГБНУ УрФАНИЦ УрО РАН, руководитель) показала, что инженерные специальности востребованы не только в промышленности, но и в сфере садоводства и экологической деятельности.
По итогам работы круглого стола обозначены перспективные направления совместной работы:
- разработка механизмов реализации кластерного, сетевого и экосистемного подходов к развитию инженерного образования;
- развитие научных исследований, обобщающих многочисленные существующие на сегодняшний день подходы в понимании сущности инженерного мышления и его креативной составляющей;
- развитие научной коллаборации на основе совместной деятельности по формированию Программы работы Уральского дома ученых.
Участниками Круглого стола принята резолюция, в которой намечены ближайшие шаги совместной работы: организация научной секции «Инновационный потенциал развития инженерного образования» в рамках 28-й Международной конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», а также проработка вопроса о совместном участии в деловой Программе «Иннопром-2023».
По материалам сайта Российской академии образования